Как известно, МОН РК в экспериментальном режиме апробирует в ходе предшкольной подготовки детей 5-6 лет учебники «Алиппе» и «Букварь» разных издательств.
Букварь с сентября 2019 года будет изучаться в 0-х классах на базе детских садов и школ. В них могут обучаться дети как 5-ти, так и 6-ти лет по желанию родителей.
По мнению директоров школ и заведующих детскими садами, этот подход не может решить вопрос выравнивания предшкольной подготовки детей. Проблема дисбаланса между уровнем подготовки детей к 1 классу останется актуальной по нескольким причинам.
При данном подходе полный охват 0-ми классами не смогут осуществить ни школы, ни детские сады. Останется категория детей, неохваченных предшкольной подготовкой.
Также проблему составляет вопрос приема в предшколу детей 5-тилетнего возраста. Психофизиологические возможности детей до шести лет позволяют ребенку легко обучаться, но только в игровой форме. У 5 — тилетнего ребенка еще хорошо не развиты сенсорные процессы при письме и чтении, поэтому они испытывают естественные затруднения. Ребенок при чтении по слогам, или при письме может быстро уставать. В возрасте 5-ти лет он может писать не более трех минут и допускать при этом много ошибок.
Учитывая физиологические особенности 5-тилетних детей, считаем правомерным принимать в предшколу на базе детских садов и школ детей, начиная с 6-тилетнего возраста.
При этом, мы считаем обязательным при поступлении в 1-й класс предъявление родителями документа о прохождении курса букваря. Поэтому следует внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, а также разработать форму данного документа-сертификата. И строго контролировать процесс его выдачи.
По мнению методистов детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ, содержание обучения Алиппе (Букваря) должно строиться на основе принципа функциональности знаний азбуки и принципа постепенного повышения сложности и объема учебного материала.
В содержании учебного материала букваря методика должна выделять и разграничивать две части: обучение аналитическому чтению, призванное обеспечить овладение основами грамоты (техники чтения) и части обучения синтетическому чтению (хрестоматийной), предполагающей совершенство- вание навыков чтения и формирование читательской деятельности.
Обучение аналитическому чтению делится на относительно самостоятельные этапы (разделы букваря), среди которых важнейшими должны являться:
- подготовительный раздел (изучение всех букв алфавита);
- основной раздел, включающий в свою структуру компоненты обучения чтению.
Ребенок должен усвоить звуко-слоговое строение слов речи и обозначение звуков буквами. Чтение и письмо должно идти параллельно и одновременно; при обучении письму должны использоваться те же приемы анализа и синтеза, что и при обучении чтению.
Рисунки букваря не должны быть перегружены лишними деталями и должны иметь положительно-воспитательный и ярко-выразительный характер, так как у ребенка в возрасте 5-6 лет образное, а не логическое мышление. Правильно подобранные картинки вызывают интерес и позволяют легче распознавать буквы алфавита. Произнести вслух слово — название изображенного на картинке предмета; затем последовательно назвать звуки, входящие в состав слова, определить при этом, какой из звуков гласный, а какой — согласный. При таком подходе вырабатывается система правильного заполнения схемы звукового анализа.
Нужно учитывать, что своеобразной особенностью графики является слоговой принцип обозначения звуков. Он состоит в том, что в качестве единицы чтения и письма выступает слог: сочетание согласной и гласной букв представляет цельный графический элемент. Именно этот принцип и должен быть учтен при составлении учебного материала букваря.
Также надо принять во внимание, что обучение букварю, а именно распознавание букв, чтение по слогам, звуковой анализ слов должны проходить в игровой форме, с использованием интерактивных технологий, с учетом психовозрастных особенностей развития детей 6-тилетнего возраста.
Также необходимо будет еще раз сопоставить программы «Букваря» и «Обучения грамоте» с целью анализа преемственности и последовательности изучаемого материала.
В заключение вновь хотелось бы отметить, что реализация системно-деятельностных подходов в обучении будущих педагогов дошкольного и начального образования в колледже является ключевым условием повышения эффективности их профессиональной подготовки в контексте обновленного содержания образования.